Психовал.RU

Психология памяти и мнемотехника

В психологии существует, множество самых разнообразных экспериментов по изучению памяти. Все они дают очень противоречивую информацию о том, что такое память, как она устроена. Тем не менее, на сегодняшний день мы можем утверждать, что мозг запоминает все или, как минимум, почти все! Об этом свидетельствуют эксперименты с гипнозом, когда взрослый человек вспоминает детально все, что с ним происходило в пятилетнем возрасте. В экспериментах на узнавание выясняется, что человек может на неопределенно долгое время запоминать и 200 и более единиц информации. В других экспериментах выясняется парадоксальное явление: некогда воспринятая информация мозгом запоминается безошибочно, поскольку при повторном воспроизведении человек умудряется повторять ошибки или в последующих сериях эксперимента воспроизводить невоспроизведенные элементы ранее заученного ряда. Ведь для этого мозг точно должен запомнить всю информацию! Вывод из всех экспериментов таков: ограничение на восприятие и воспроизведение информации накладывает сознание человека1.

Таким образом, понятие "память" в науке объединяет под собой множество исследований чего-то. Можно сколько угодно строить теории "чего-то", но весь смысл их сводится к терапевтическому эффекту. Человек объяснил что-то и ему хорошо. Тем не менее, наши возможности обращаться к прошлому опыту очевидны, и очевидно, что у одних это получается лучше, а у других хуже. Почему это так?

В истории человечества его выдающиеся представители использовали разнообразные методики запоминания (Цицерон, Джордано Бруно, Наполеон, Алехин).По каким-то причинам эти вполне эффективные техники не получили должного распространения в системе образования. Опыт последних лет в области мнемотехники показывает, что можно развивать уникальную память. В этом современная мнемотехника опирается, главным образом. на достижения прошлых лет. Впрочем, существуют некоторые попытки обобщить и развить этот опыт в новое качество с привлечением (хоть и наивным) данных современной науки2.

К основным методам мнемотехники относятся метод Цицерона и метод цепочка. В основе мнемотехники лежит работа с образами: это 1) создание опорных образов и 2) создание вспомогательных образов. Опорные образы - это существующая система связей в сознании человека (ориентиры на пути домой, расположение предметов в комнате, детали какого-то аппарата, понятийная система, терминологический аппарат). К этим образам вы можете произвольно обратиться и использовать для "записи" на них нужной информации. Вспомогательный образ - это яркий, конкретный образ, в котороый кодируетсяновая новая информация. Новая информация крепится к вспомогательному образу, а вспомогательный прикрепляется к опорному.

В мнемотехнике используется термин "активное припоминание". Когда вы повторно читаете некоторый текст, мозг сразу его идентифицирует как знакомый (узнает). Его дальнейшая работа сводится к тому, чтобы узнавать текст быстрее: нет текста – нет работы! Чтобы запомнить какую-либо информацию ее нужно припоминать, не обращаясь к источнику. Только в этом случае мозг работает на установление новых связей (ассоциаций), которые в дальнейшем помогут воспользоваться данной информацией. Активное припоминание является основным способом закрепления заученной информации. Именно для этого создается сложная система связей: новая информация - вспомогательный образ - опорный образ. При повторном воспроизведении человек вспоминает опорный образ, затем вспомогательный и затем новую информацию.

Очевидна некоторая усложненность схемы запоминания, которая, действительно, дает уверенное запоминание, но требует множество, казалось бы, ненужных действий. По-видимому, именно это поверхностное видение не позволяет мнемотехнике стать полноправной дисциплиной в образовании наряду с физкультурой и прочими предметами такого плана. Здесь претензии могут быть предъявлены не только к системе образования, но и к теории мнемотехники, которая явно требует доработки.

Современный мир меняется: информации много, она доступна и изменчива. Поэтому запоминание само по себе - занятие бессмысленное. Принципиально умение правильно и быстро ориентироваться в изменяющейся информационной среде и уметь быстро и точно запоминать то, что нужно и так как нужно. Этому требованию теория мнемотехники на данный момент не удовлетворяет.

Таким образом, мнемотехника в современном мире - это не только и не столько искусство запоминания. Прежде всего, это техника работы с информацией, обуславливающая эффективность ее использования.


1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс.

2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники.