Заучивание новой информации наиболее эффективно, если она воспроизводится по памяти без обращения к первоисточнику. Для этого она "записывается" в сознание посредством образов. В мнемотехнике выделяется два класса образов: это 1) опорные образы и 2) вспомогательные образы:
1. Опорные образы – это система образов, существующая в сознании, которая может быть произвольно вызвана (например, покои Цицерона, расположение вещей в вашей комнате, или расположение объектов по пути домой, или первый образ в цепочке). Другое название опорных образов - Стимулирующие: они являются стимулами для извлечения вспомогательных образов. Опорные образы - Это то, КУДА запоминается новая информация.
2. Вспомогательные образы – это легко запоминающиеся яркие образы, в которых закодирована новая информация (например, наливное красно-желтое с листочком на черенке яблоко для запоминаемого слова яблоко, или пятиконечная октябрятская звездочка для слова звезда). Это то, КАК запоминается новая информация.
В мнемотехнике можно выделить два метода по способу использования опорных образов: 1) метод мест (в качестве опорного образа выступает существующая система образов) и 2) метод ассоциаций (в качестве опорного образа выступает один из вспомогательных образов).
Метод мест (метод Цицерона)
Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и применил его для запоминания своих речей. Готовя свои речи, Цицерон прохаживался по своим многочисленным покоям. Когда же ему нужно было выступать с речью, он, мысленно вспоминал залы и ту речь, которую там готовил. Этот метод до сих пор используют для запоминания длинных выступлений и большого числа точной информации.
Для запоминания не обязательно прогуливаться по «своим покоям», можно просто вспомнить расположение комнат и предметов в ней. К каждому из предметов можно прикрепить в воображение заучиваемый образ.
Есть три варианта использования этого метода: 1) маршрут, 2) обстановка и 3) система понятий.
Метод ассоциаций.
Метод ассоциаций основан на создании связи (ассоциации) между вспомогательными образами, в которых закодирована новая информация. Есть три варианта использования этого метода: 1) цепочка, 2) сюжет и 3) система образов.
1. Цепочка. В данном методе последовательно объединяются несвязанные между собой слова при помощи действий и дополнительных вспомогательных образов. Например: «девушка, машина, телефон, мама, деньги, операция». Девушка едет в машине, машина сфотографирована на телефон, на телефон звонит мама, мама просит денег, деньги нужны на операцию.
2. Сюжет. Данный метод основан на объединении вспомогательных образов одним сюжетом, историей. Например: Девушка ехала на машине, когда у нее зазвонил телефон. Мама сказала, что срочно нужны деньги на операцию брату.
3. Система образов. Данный метод соединяет образы по принципу устройства системы: есть система, которая включает в себя подсистемы, которые в свою очередь также могут содержать подсистемы. Главный образ (система) - это большой образ, с частями которого (подсистемы) последовательно связываются другие - средние по размеру.В системе образов всегда должны быть четко видны все входящие в нее образы. Нельзя прятать один образ за другой образ или представлять один образ внутри закрытого другого.
В процессе создания связи, образы в вашем воображении могут находиться в движении. После того как образы соединены, прекратите мыслительные манипуляции с ними и зафиксируйте свое внимание на получившейся "картинке".
Запоминание последовательности систем осуществляется по их главным образам. Здесь возможны всего лишь два варианта. Либо основы ассоциаций связываются с дополнительными опорными образами (метод мест). Либо основы ассоциаций связываются непосредственно друг с другом (цепочка или сюжет).
Вспомогательные методы мнемотехники
К вспомогательным методам мнемотехники относятся, прежде всего, образные коды и карты памяти.
Образные коды.
При использовании мнемотехники часто приходится иметь дело с систематически повторяющейся информацией, как-то: числа, дни недели, месяцы, звучание слогов в иностранном языке и т.д. Чтобы не тратить время на создание вспомогательных образов к повторяющейся информации, она кодируется в определенный образ, который заучивается до автоматизма.
Итак, кодирование в образы – это процесс записи в определенный образ систематической информации и заучивание этих образов до автоматизма.
Буквенно-цифровой код (БЦК)Буквенно-цифровой код это установление соответствия букв каждой цифре. Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования чисел в слова.
Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.
0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 – РЦ
Основа для кода очень простая. Два - Д, Четыре - Ч, Пять - П, Шесть - Ш, Семь - С, Восемь - В, Ноль - Н. Вторые буквы - созвучные. ЧЩ, ПБ, СЗ. Г похоже на 1, Р похоже на 9, в К - три палочки
Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.
Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.
По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.
Автор БЦК – Козаренко В.
Карты памяти.
Mindmapping (интеллект-карты, ментальные карты, карты памяти) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления, памяти и альтернативной записи.MindMap – это удобный метод записи информации, позволяющий повысить свою эффективность в следующих областях:
- творческое мышление, мозговой штурм;
- принятие решений в сложных ситуациях и при дилеммах;
- в обучении; поиск нужной информации, её оценка и эффективное использование;
- планирование;
- ведение проектов:
- чёткое видение ресурсов, задач, сроков, способов реализации, сложных моментов и вариантов их решения;
- презентация при помощи MindMap.
Рекомендации к построению интеллект-карт:
- чем больше лист — тем лучше (минимум — A4);
- расположить горизонтально;
- в центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания;
- от центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви;
- все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие;
- использовать желательно печатные буквы;
- желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки;
- важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей.
Виды информации и способы ее запоминания
Информация, которую нужно запомнить, бывает разной и способы ее запоминания также различаются.
Алгоритм запоминания списков
Этапы работы с несвязной информацией (списки слов, цифр, дат, номеров телефонов, иностранные слова):
1-ый этап. Создание опорных образов (простой, всегда на одном месте, конкретный, неповторяющийся, четко различимый среди других объектов, мест)
2-ой этап. Создание и размещение вспомогательных образов (образы должны быть большие, объемные, цветные, детальные).
3-ий этап. Активное повторение (сразу, через час, через 4-5 часов, на следующий день, через 1,5 месяца).
Алгоритм запоминания текстов
Этапы работы с текстами (отдельные главы, учебные пособия, лекции, доклады, речи, описания, художественные тексты, стихотворения).
1-ый этап. Идентификация информации:
- определить ключевые понятия или основные разделы;
- определить все логические, ритмические и сюжетные последовательности;
- определить фактологическую информацию;
- определить несвязную информацию.
2-ой этап. Создание системы опорных образов или общей понятийной системы (в качестве опорной системы могут служить ключевые понятия или разделы, запомненные в форме образов).
3-й этап. Размещение информации на опорных образах, системах:
- размещение связной информации;
- размещение фактологической информации;
- размещение несвязной информации
4-й этап. Закрепление информации путем активного повторения (припоминание в прямом и обратном порядке всей информации).