Психовал.RU

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вводное слово.

Все упражнения делятся на две группы: 1) упражнения для развития навыка генерации идей и 2) упражнения для развития навыков управления вниманием, которые позволяют направлять процесс генерации и отбирать "крсивые" идеи.

1. Упражнения для развития навыков работы с образами

Упражнение 1. Придумайте как можно больше разных ответов к задачам:

1. 2Х2 =

2. крот + слон =

3. молекула + копыто =

4. 4+4 =

Результат:

Беглость – общее количество ответов_____;

Гибкость – количество использованных категорий (нп., складывание значений, складывание частей, складывание функций, складывание звучаний слова)________.

Упражнение 2. Решите головоломку:

Некий английский студент снял комнату на 7 дней. В уплату предложил цепочку из 7 звеньев. Хозяйка согласилась, оговорив два условия: 1) расплачиваться студент должен ежедневно, но 2) распилить можно только одно кольцо.

Упражнение 3. Нарисуйте ветер. Решите эту задачу возможно большим количеством разных способов. Примечание: не пытайтесь детально прорисовывать, просто обозначайте идеи графически.

Упражнение 4. Вспомните из своего или чужого (слышали, читали) опыта похожие задачи и их решения. Попробуй те их применить для задачи «нарисуйте ветер».

Упражнение 5. Вы опоздали на работу (учебу, свидание … - на выбор). Придумайте как можно больше оправданий.

Этап 1. Набросайте как можно больше разнообразных идей без их детальной проработки.

Этап 2. Выберите 3 из них, которые наименее убедительны. Придумайте такой способ их преподнесения, чтобы они оказались убедительными.

Упражнение 6. Спонтанное описание. Представьте себе некоторый образ (знакомый объект, ситуация, знакомый человек) и без остановок спонтанно в течении 3-х минут описывайте его, пытаясь отразить все многообразие впечатлений, которые получает при взаимодействии с описываемым объектом.

Упражнение 7. Релаксация. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Теперь сосредоточьтесь на своих руках. Скользите вниманием по кончикам пальцев на правой руке – большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (аналогично на левой, на обоих руках). Представьте себе ветер как поток воздуха, который скатывается с невидимой горы, как он встречает на своем пути препятствия, обтекает их. Образуются маленькие вихри внутри общего потока, которые поднимают мелкие предметы с земли и аккуратно их опускают. Представьте себе молекулы воздуха в этом потоке, как они несутся в одном направлении, но по разным траекториям, соударяются друг с другом разлетаются. Теперь снова представьте себе ветер, который гонит облака, заставляет трепетать листву на деревьях.

Упражнение 8. Муха. Для работы в группе от двух человек. Представьте себе поле 4х4 клеточки. В правом верхнем углу сидит муха, которая может двигаться вверх, вниз, влево, вправо. Муха не может выходить за пределы поля и нельзя возвращать муху обратно. Следите за перемещением мухи в своем воображении и сами перемещайте ее в соответствии с правилами, когда придет Ваша очередь.

Упражнение 9. Сформулируйте проблему как противоречие.

1. Как улучшить психологическую грамотность населения?

2. Как научиться не опаздывать?

3. Не могу понять высшую математику?

4. Не получается решить задачу.

5. Как избавиться от парня (девушки) за 10 дней?

Упражнение 10. Решите проблему (из упр.9) методом мозгового штурма.

1. Формулировка проблемы.

Конкретизация проблемы.

Формулировка цели.

2. Генерация идей.

3. Экспертиза.

Упражнение 11. Постройте схему работы над проблемой (из упр.9) методом mindmapping.

Упражнение 12. Я – изобретатель. Усовершенствуйте бытовой прибор, используя ТРИЗ.