Психовал.RU

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вводное слово

Основная движущая сила творчества – это потребность самовыражения.Основой творческой личности являются творческие установки. Прежде всего, это готовность действовать в ситуации неопределенности, чувствительность к новому, устойчивость к желанию действовать стереотипно и готовность действовать нестандартно.Творческие установки формируются, с одной стороны, под действием потребности самовыражения, с другой – творческими компетенциями. Творческие компетенции – это умения и навыки работы в ситуации неопределенности. Эти умения и навыки могут формироваться в ходе использования специальных методов творческого мышления:- метод аналогий и альтернатив (мыслить в нескольких направлениях и по аналогии); - метод образно-понятийного мышления (умение произвольно обобщать и конкретизировать образы в своем воображении); - метод угадывания (интуиция).- метод мозгового штурма (групповое решение задач);- метод эвристических вопросов (метод Сократа, постановка перед собой задачи, разбивка задачи на подзадачи);- метод ТРИЗ (техника решения изобретательских задач);- метод построения умственных карт (графическое представление планов, проектов, замыслов, идей);- метод произвольных заметок (активизация творческого мышления при получении какой-либо новой информации). Метод аналогий и альтернатив.

Метод аналогий и альтернатив.

Альтернативы – это множество возможных решений, которые вы реализуете как идеи решения. Аналогии – это множество схожих задач и их решений, взятое из опыта. Метод аналогий и альтернатив - это спонтанное мышление в разных направлениях без попыток выбрать лучший вариант решения и без детальной проработки отдельных вариантов. Этот метод позволяет задействовать имеющийся опыт в полной мере. Использование этого метода позволяет сформировать мыслительную установку на нахождение множества вариантов решений и преодолеть инерцию мышления.

Метод образно-понятийного мышления.

Метод образно-понятийного мышления направлен на развитие воображения, умение работать с образами в воображении. При этом важно научиться управлять образами от их конкретно-чувственной формы до обобщенной. Дополнительный источник стимуляции создания образа – это актуальные и воображаемые ощущения, которые вы испытываете.

Метод угадывания

К методу угадывания нам приходится прибегать в ситуации неопределенности, где нет возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. В этом случае лучшим выходом будет довериться уникальным возможностям нашего мозга, которые обнаруживают себя как интуиция.

Метод заметок

«Фарадей использовал метод, который я условно называю методом портативного банка памяти. Это очень просто. Вы покупаете маленький блокнот и носите его с собой повсюду, как это делали молодой Эйнштейн и Фарадей.

Метод работает, потому что удовлетворяет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведения. Если же не удается записать свое озарение, вы, напротив, способствуете нетворческому поведению. Просто, не правда ли?

После совсем непродолжительной практики вы почувствуете резкий скачок качества и количества творческих мыслей. На самом деле импульсивное записывание мыслей есть грубое формирование потока образов. Эта привычка создает обратную связь между вашим сознанием, которое генерирует идеи, и вашим самоотчетом, который символически оформляется в блокноте» (В. Венгер).

Метод мозгового штурма

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления.

Впервые этот метод использовал в 1939 году в США А. Осборн как способ получения новых идей в условиях запрещения критики. Замечено, что боязнь критики мешает созидательному мышлению, поэтому основная идея штурма - это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей. При проектировании корпоративных информационных систем (КИС) темой мозгового штурма могут быть вопросы: «Цели и задачи КИС на разных организационных уровнях», «Дорогая (хорошая) или дешевая (плохая) КИС: что нам нужно?», «С чего (с кого) начать автоматизацию нашей фирмы?».

Как правило, штурм длится недолго (около 40 мин). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. Регламент выступлений - до 2 мин. Самый интересный момент штурма - это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками.

При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании, не участвовавшая в генерации.

Ведущий «мозгового штурма» - аналитик - должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу специалистов предприятия - «генераторов», не зажимать плохие идеи - они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего - это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных экспертов и служить развитию идей других.

Основной девиз штурма - «Чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса - традиционная (протокол или магнитофон).

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Некоторые рекомендации.

Проблема – осознанное противоречие. Пока противоречие не осознано – это проблема в житейском смысле, решаемая случайным образом. В житейском смысле она может быть представлена по-разному: 1) констатацией ее проявлений («не получаетсяL»), 2) вопросами, сводящимися, по сути, к «что делать?», 3) варианты ухода от проблемы (приписывания ответственности, игнорирование, защиты). Если же мы ориентированы на решение, то от случайных решений (метод проб и ошибок) необходимо переходить к осознанию противоречия (необходимое и фактическое, потребность (П) и реальность (Р)), конкретизации проблемы (проработка ее составляющих). Далее, если проблема простая, то переходим к гипотезам ее решения (генерация идей), затем – к экспертизе и проверке. Если проблема сложная, то формулируются частные проблемы и выстраивается иерархия приоритетов решения системы проблем (здесь можно использовать mind map). Тогда получается сложный мозговой штурм, который можно проводить эффективно на очень слаженном и профессиональном коллективе или при сложной научной работе.

При генерации идей используйте известные Вам методы (аналогий и альтернатив, образов).

Виды аналогий:

- прямая аналогия – рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы.

- личная аналогия – напрямую связана с театром эмоций (метод эмпатии), решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства. Я -такое дерево, я- белая ворона, которая хочет окраситься.

- символическая аналогия – обобщенная абстрактная аналогия, предмет ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются.

- фантастическая аналогия – в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, живую воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности.

Mindmapping

Mindmapping (интеллект-карты, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Тони Бьюзен, автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Рекомендации к построению интеллект-карт.

- Чем больше лист — тем лучше. Минимум — A4. Расположить горизонтально;

- В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания;

- От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви;

- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие;

- Использовать желательно печатные буквы;

- Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки;

- Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Г. С. Альтшуллер так сформулировал задачу при разработке своего метода: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:

Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Cильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.

Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.

Итак: методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.

ТРИЗ включает в себя:

- механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

- механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов);

- обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем.

Формулирование Противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение.

ПРИМЕР. Сергей Фаер, консультант по выборным кампаниям: "Перед выборами в Госдуму РФ из типографии вышла книга-биография Ирины Хакамады. Изучив книгу, я понял, что если ее прочитает каждый житель округа, то Хакамада победит — несмотря на распространяемый оппонентами компромат.

Противоречие: Избиратели должны купить и прочесть содержательную книгу, чтобы узнать о Хакамаде как можно больше хорошего. Но избиратели не будут ни покупать толстую книгу, ни, тем более, ее читать (даже если раздавать книгу бесплатно). Иными словами: книга должна быть тонкой, чтобы избиратель хотел и мог с ней быстро познакомиться и книга должна быть толстой и содержательной, чтобы донести в полном объёме информацию о кандидате. Как быть?

Решение: Мы выбрали самые яркие эпизоды из книги, а из фотоархива выбрали фотографии Ирины в разном возрасте. И выпустили серию открыток, на обороте которых — пара абзацев из биографии. Людям открытки понравились. Это не агитки, которые хочется сразу бросить в урну. К тому же, покупая открытки, избиратели видели, что там стоит номер (от 1 до 12), и старались собрать целую серию. Сами искали в киосках, приходили в штаб, просили у агитаторов... (Это, кстати, и есть тот самый "идеальный конечный результат", когда избиратель сам ищет информацию о нашем кандидате).

ПРИМЕР. Рыба, обитающая в южноафриканских водах, охотится за насекомыми над поверхностью воды. Однако, в этот момент она сама может стать лёгкой добычей для хищников.

Противоречие: Глаз рыбы должен быть приспособлен для воздушной среды, чтобы хорошо видеть добычу — насекомых, и глаз должен быть приспособлен для воды, чтобы видеть хищников.

Разрешение противоречия: Рыба-четырехглазка имеет в каждом глазу по два зрачка. Она выставляет половину своего глаза наружу и смотрит, что над поверхностью, а нижняя в это время наблюдает, что делается над водой. К тому же сетчатка глаза разделена на две части — рыба видит не раздельную картинку, а общую.