Психовал.RU

ТРИЗ - ловушка творчества

Можно ли научиться творить и совершать открытия? Можно ли научиться изобретать или это врожденный талант? Эти вопросы, наверное, всегда волновали умы людей. С тех пор как психология стала наукой, совершались многократные попытки дать определение творчества. Здесь возникает закономерный вопрос можно ли вывести алгоритм творчества и обучить ему?

Одним из наиболее распространенных методов творческой деятельности считается метод проб (он же «метод научного тыка», «метод проб и ошибок»). В ходе случайных попыток, вдруг находится верная идея. Главные выводы из опыта использования этого метода: во-первых, если не знаешь, что делать – делай что-нибудь, и, во-вторых, чем больше попыток будет сделано, тем больше шанс найти верное решение.

Метод проб получил свое развитие в методе мозгового штурма (brainstorming). Данный метод основывается на групповом решении проблем, при котором весь процесс работы над проблемой разбивается на два этапа. На первом – группа генерирует идеи без критики и цензуры. Здесь главная задача набросать как можно большее количество идей. На втором – группа экспертов оценивает полученные идеи и выбирает наиболее адекватные поставленной задаче. Главные выводы из опыта использования этого метода: во-первых, «две головы лучше, чем одна», во-вторых, отказ от критики позволяет преодолеть инерцию мышления и выйти на нетривиальные идеи, но полезными оказываются лишь 10-15% из всех идей.

Метод мозгового штурма был критически воспринят советским изобретателем Г. Альтшуллером. Он рассматривал мозговой штурм как незначительное улучшение метода проб, где не преодолевается проблема беспорядочного порождения множества незначимых идей. Этот хаос идей, полагал Г. Альтшуллер, затрудняет возможность развития по пути правильной, «сильной» идеи, а порой и просто уводит в сторону.

Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер был убеждён в возможности создания алгоритма творчества. Он разработал теорию решения изобретательских задач – ТРИЗ, чтобы превратить искусство изобретательства в точную науку [3].

ТРИЗ – это технология творчества, основанная на идее закономерности развития технических систем. Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Г. С. Альтшуллер начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил свое первое авторское свидетельство (1943), а к 1950 году число изобретений перевалило за десять. Широко распространено мнение, что изобретения приходят неожиданно, с озарением, но Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности? Для этого он за период с 1946 по 1971 проанализировал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приемов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач, это стало ядром ТРИЗ.

Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу — значит найти и преодолеть техническое противоречие».В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем, в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем [3].

Г. С. Альтшуллер так сформулировал задачу при разработке своего метода: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:

1. Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Сильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

2. Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.

3. Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.

Итак: методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

- решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

- прогнозирование развития технических систем;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие творческой личности и развитие творческих коллективов.

Ключевое понятие в ТРИЗ – это «сильное решение». Это лучшее или близкое к этому решение. ТРИЗ ориентирована на выявление сильного решения и включает в себя:

1. Механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения.

2. Способы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.

3. Обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем.

1. Проблема – это осознанное противоречие. В ТРИЗ уделяется особое и вполне оправданное внимание формулировке противоречия. Выделяются три вида противоречий: "Административное противоречие", "Техническое противоречие" и "Физическое противоречие".

Административное противоречие противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Его достаточно легко выявить. Оно часто задается администрацией или заказчиком и формулируется в виде: "Надо выполнить то-то, а как неизвестно", "Какой-то параметр системы плохой, нужно его улучшить", "Нужно устранить такой-то недостаток, но неизвестно, как", "Имеется брак в производстве изделий, а причина его не известна".

Техническое противоречие - это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы. Как правило, улучшая одни характеристики объекта, мы резко ухудшаем другие. Например, полезное действие вызывает одновременно и вредное. Или - введение (усиление) полезного действия, либо устранение (ослабление) вредного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом. Обычно приходится искать компромисс, то есть чем-то жертвовать. Разрешение такого противоречия часто требует качественного изменения всей системы.

Физическое противоречие предъявление диаметрально противоположных свойств к определенной части рассматриваемой системы. Изучение причин, породивших техническое противоречие, в технических системах, как правило, приводит к необходимости выявления противоречивых физических свойств системы. Следует подчеркнуть еще раз, что в отличие от технического противоречия, принадлежащего всей системе, физическое – относится только к определенной ее части. Формулировка физического противоречия парадоксальна: некоторая часть системы должна находится сразу в двух взаимоисключающих состояниях. Например, быть холодным и горячим, подвижным и неподвижным, длинным и коротким, гибким и жестким, электропроводным и неэлектропроводным и т.д.

Таким образом, рассмотренные три вида противоречий образуют цепочку: административное противоречие – техническое противоречие – физическое противоречие. Решить сложную техническую задачу – значит улучшить необходимые показатели системы, не ухудшая другие. Осуществить это возможно путем выявления технического противоречия, определения причин, породивших его, или даже причины причин, и устранения этих причин, то есть разрешения физического противоречия.

Решение математических задач и задач "на сообразительность" часто выполняют методом "от противного". Суть метода заключается в том, что решать задачу начинают с конца. Определяют конечный результат - ответ. Уяснив его, "прокладывают" дорогу к началу, то есть решают задачу.

При решении технических задач можно представить идеал разрабатываемого устройства - идеальное устройство - идеальный конечный результат (ИКР). Это решение, которое мы хотели бы видеть в своих мечтах, выполняемое фантастическими существами или средствами (волшебная палочка). Например, дорога существует только там, где с ней соприкасаются колеса транспорта.

Одна из основных особенностей "идеального устройства" ("идеальной машины") та, что оно должно появляться только в тот момент, когда необходимо выполнять полезную работу, причем в это время несет 100% расчетную нагрузку. Это свойство давно нам знакомо из сказок - "Скатерть-самобранка" и т.д. Много примеров можно привести и из жизни; все убирающиеся и складные предметы. Например, складная и приставная мебель (стол, диваны, кровати и т.д.), надувные предметы (лодки, спасательные жилеты, матрасы, понтоны и т.д.)

Вторая особенность "идеальной машины" или идеального устройства, что его вообще нет, а работа, которую они должны выполнять, производится как бы сама собой (с помощью волшебной палочки).

Интересно отметить, что стремление к идеалу присуще не только технической системе в целом, но и отдельным ее частям и процессам, происходящим в них.

Так, идеальное вещество - вещества нет, а функции его (прочность, непроницаемость и т.д.) остаются. Именно поэтому в современных судах тенденция использовать все более легкие и более прочные материалы, то есть материалы с все большей удельной прочностью и жесткостью. Идеальный процесс - получение результатов без процесса, то есть мгновенно. Сокращение процесса изготовления изделий - цель любой прогрессивной технологии.

Идеальный конечный результат позволяет преодолеть инерцию мышления, барьер и выйти на сильные решения. Он позволяет абстрагироваться от сложившихся представлений и выйти на новое понимание проблемы, позволяет проблему увидеть с нового ракурса.

Таким образом, решая противоречие «тризовец» двигается как бы с двух сторон: от актуальной проблемы и от идеального решения.

2. В принципе вся процедура ТРИЗ ориентирована на снятие инерции мышления и активизации процесса генерации новых идей. Особенно хорош в этом отношении идеальный конечный результат. Помимо этого в ТРИЗ есть два специальных приема: это а) метод моделирования маленькими человечками и б) оператор «размер, время стоимость»

Метод моделирования маленькими человечками аналогичен «демонам» Максвелла. В мысленном опыте по динамической теории газов были два сосуда с газами при одинаковой температуре. Максвелла интересовал вопрос, как сделать, чтобы в одном сосуде оказались быстрые молекулы, а в другом медленные. Поскольку температура газов одинакова, сами по себе молекулы не разделятся: в каждом сосуде в любой момент времени будет определенное число быстрых и медленных молекул. Максвелл мысленно соединил сосуды трубкой с дверцей, которую открывали и закрывали "демоны" - фантастические существа примерно молекулярных размеров. Демоны пропускали из одного сосуда в другой быстрые частицы и закрывали дверцу перед медленными частицами.

При использования метода моделирования маленькими человечками конфликтующие требования схематически представляют в виде условного рисунка, на котором действует большое число "маленьких человечков" (группа, несколько групп). При этом в виде "маленьких человечков" изображаются только изменяемые части модели задачи (инструмент, икс-элемент).

Другой метод мобилизации творческого мышления – оператор «размер, время, стоимость» заключается в том, что над условиями задачи совершаются шесть мысленных экспериментов: система, данная в условиях задачи, мысленно уменьшается и увеличивается, идущие в системе процессы замедляются и ускоряются, допустимые расходы снижаются и повышаются. При выполнении этих операций меняется представление человека об исходной системе.

Оба метода позволяют расширить и «оживить» исходные представления о рассматриваемой системе. Кроме того, в ТРИЗ принято заменять специальные термины на обычные слова, типа «штуковина». Это также позволяет в сильной степени снизить инерцию мышления и искать новые пути.

3. Принципиальной особенностью ТРИЗ по сравнению с другими технологиями творческого мышления является постоянно обновляющийся банк стандартов. Это типовые решения изобретательских задач. При этом следует подчеркнуть, что эти типовые приемы не являются алгоритмом решения, а именно приемом, который нужно уметь применить в сложившейся проблемной ситуации. Тем не менее, эти приемы позволяет решать быстро и эффективно массу изобретательских задач.

По сути, все приемы предполагают изменить некоторый параметр системы на противоположный. Учитывая это сорок типовых приемов вполне могут быть преобразованы в некоторый набор из 10 методик, или техник. И это поможет в значительной степени пригладить ТРИЗ.

ТРИЗ, как нам кажется, удалось выйти на сильные решения, существенно снизив процент беспорядочных неэффективных идей. Тем не менее, удалось ли ТРИЗ поймать творчество в ловушку? Большая часть творческого процесса протекает автоматически и нет необходимости пытаться прописать алгоритм творчества пошагово. Не следует забирать работу у мозга, который эволюционировал в сторону решения задач любой сложности, и поэтому способен справляться с этой работой практически мгновенно. Развитие технических систем – это отражение работы психики. Сами по себе технические системы попросту не существуют. Они существуют в контексте цивилизации и прогресса. На пути алгоритмизации творчества для ТРИЗ как технологии творческого мышления нет перспектив. На данном этапе основная задача теоретиков ТРИЗ понять, почему в одних случаях ТРИЗ работает, а в других – нет.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. Большая часть доказательств эффективности ТРИЗ представлена в форме объяснения свершившегося чуда изобретения в терминах ТРИЗ. Так может быть обоснована любая теория. На данный момент ТРИЗ представляет собой обобщенный опыт изобретательства и развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня используется в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).


1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973 г.

2. http://www.altshuller.ru/

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%97